ВВЕДЕНИЕ
Образование и воспитание на современном этапе развития общества в России ориентировано на ребенка, развитие его творческих способностей, стремления к самопознанию и самореализации. Официальным приоритетом в развитии школьного образования стал личностно ориентированный подход. Современная школа уходит от моделей прошлого века. Появляется много новых развивающих образовательных технологий, призванные активизировать и интенсифицировать познавательную деятельность детей, учитывая и используя закономерности развития, уникальность личности каждого. Знания в развивающем обучении становятся не конечной целью обучения, а средством развития учащихся и формирования высокого уровня компетентности, необходимого для нормального функционирования в обществе.
Очевидно, начальное и главное назначение урока – организовывать активный познавательный процесс ученика, стимулировать его, направлять и развивать. На основании субъектно-деятельностного характера развивающего обучения необходимо, чтобы ученик приложил личные усилия к целеполаганию, планированию, организации и анализу учебной деятельности, взаимодействуя при этом с другими учениками, сталкиваясь с проблемными ситуациями, отстаивая свою позицию, обобщая и делая выводы. Чтобы стать теоретически и практически компетентным, учащемуся нужно совершить «двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли к действию, поступку.
Необходимость реализации целей и задач исторического и обществоведческого образования в условиях развивающего обучения поставили передо мной проблемную ситуацию, как сделать так, чтобы все были вовлечены в урок, как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. Учитывая, что на уроках истории и обществознания мы имеем дело с массой информации, которую необходимо узучить и переработать в соответствии с заданием, для повышения эффективности образовательного процесса и максимальной самореализации учащихся я обратилась к технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по данной технологии материалов дали мне возможность определить основы конструирования уроков с использованием приемов ТРКМ.
В данной работе представлен опыт использования приемов технологии развития критического мышления при чтении и письме на уроках истории и обществознания.
ПОДРОБНЕЕ...
|